Link Building
Школа автоматчиков » Blog Archive » Урок №12. Автоматизация вентиляционных систем.Часть 1

Урок №12. Автоматизация вентиляционных систем.Часть 1

Здравствуйте, коллеги!
Мы с Вами повторили пройденный материал и можем переходить к основному нашему разделу:
Автоматизация инженерных систем.
Начнем с автоматизации вентиляционных систем.
Когда я учился, мои преподаватели объясняли нам, что для того, чтобы быть хорошим автоматчиком, необходимо лучше технолога знать физические процессы и принципы работы автоматизируемого тобой оборудования.
Сегодня, когда мы узнали о свойствах технологических систем, как об объектах управления, очевидно, что в зависимости от этих свойств и требований, предъявляемых к системам, автоматчик должен принять решение, как строить систему автоматики, какие схемы регулирования подойдут для данной системы, какие применить законы регулирования и т.д. Поэтому, пробежимся по технологии.
Для чего нужны системы вентиляции?
Если говорить, о промышленных объектах, то часто речь идет о достаточно жестких параметрах воздуха (температура и влажность, а иногда и давление или разряжение), требуемых для ведения технологического процесса. Например, производство сигарет или вискозного волокна. только
Если говорить о таких объектах, как торгово-офисные центры, жилые дома и т.д. - то это воздухообмен. Дыша, мы выделяем углекислый газ, который необходимо удалить. Удаляемый воздух называют вытяжным, поскольку вытягивается вентилятором из помещения. На место удаленного - надо подать свежий или приточный воздух.
Такие вентиляционные системы называют приточно-вытяжными. Часто можно встретить еще название - системы центрального кондиционирования.
Посмотрим, из чего состоит такая система.

В первую очередь – это вентиляторы - приточный и вытяжной.
Приточный вентилятор забирает воздух с улицы и подает в помещение. Соответственно - вытяжной вентилятор наоборот. Бывает, что вытяжной вентилятор отсутствует. А воздух удаляется через щели и неплотности в помещениях или по вытяжному воздуховоду. Эти решения чаще обусловлены вопросами экономии и редко –целесообразностью.
Мы будем рассматривать два типа вентиляторов:
- вентиляторы, вал которых не сидит на одной оси с двигателем, а соединяется с ним ременной передачей;
- вентиляторы, где вал двигателя сидит на одной оси с вентилятором.
Зачем так подробно рассматриваем, а затем, что контроль работы вентилятора осуществляется по-разному.
Если вентилятор сидит на одной оси с двигателем, то заклинивания вентилятора или двигателя однозначно приводит к повышению токов и отработке тепловой защиты, которая обычно сидит в цепи управления пускателем вентилятора. В этом случае достаточно проконтролировать блок-контакт пускателя. Хотя, бывают случаи, когда двигатели «умирают по-тихому», т.е. без увеличения токов. Тогда помочь может только сигнализатор перепада давления.
Как он работает? Минусовая камера перепадомера подключается к отбору до, а плюсовая - после вентилятора. Тогда, при неработающем вентиляторе, разница давлений между камерами будет приблизительно равна 0. При включении вентилятора создается разница давлений (напор), которая замыкает контакт перепадомера. А в случае аварийной остановки вентилятора, контакт разомкнется, разорвав соответствующую цепь.
Если вентилятор с двигателем соединен через шкивы и ремень, то необходимо устанавливать только перепадомер, поскольку при разрыве ремня токи однозначно не будут расти. Другой вопрос, что, подключив еще и контакт пускателя, мы сможем диагностировать - что случилось.
Надеюсь понятно.
Обычно перед вентилятором приточным и за вентилятором вытяжным (в случае наличия в установке какой-либо системы утилизации тепла) устанавливаются фильтры очистки воздуха.
Мы бы на них не обратили внимание, если бы они не засорялись. Этот процесс ведет к увеличению сопротивления движению воздуха в системе, что нагружает вентиляторы (дополнительный расход электроэнергии) и ухудшает воздухообмен. Потому на фильтры устанавливают такие же воздушные перепадомеры, настраиваемые на определенный перепад, и информацию выводят обычно на сигнализацию, которая говорит о необходимости почистить фильтр.
Далее необходимо упомянуть о заслонках приточного, вытяжного и рециркуляционного воздуха.
Если нет рециркуляции, то в 99 % случаях, приточная и вытяжная заслонки сблокированы в одинаковой фазе и подключены к блок-контакту пускателя вентилятора. Если же есть рециркуляция, то все три заслонки сблокированы следующим образом - приточная и вытяжная заслонки сблокированы в одной фазе, а рециркуляционная - в противофазе и управляются обычно выходным сигналом контроллера (0-10)В
Таким образом, можем подытожить:
Вентиляторы - рекомендованный контроль за работой - установка перепадомеров
Фильтры очистки воздуха - рекомендованный контроль за работой - установка перепадомеров
Заслонки - приточная и вытяжная сблокировано работают в одной фазе, а рециркуляционная (при ее наличии) в противофазе к ним.
Хочу уделить особое внимания процессу регулирования заслонками. Представим себе, что у нас система без рециркуляции. Предположим, что проектанты выбрали вентиляторы немного с запасом. Что делать? Как снизить расход? Очень многие до сих пор пытаются уменьшить расход путем прикрытия заслонок, чего делать нельзя. Во-первых, вы создаете дополнительное сопротивлении в системе и нагружаете таким образом вентилятор. Во-вторых, вы создаете повышенный шум. Для таких целей необходимо применять частотный преобразователь. А чтобы он был не только для первичного вывода системы на режим, его можно использовать в дальнейшем с целью энергосбережения. О данном алгоритме поговорим позже.
Если присутствует рециркуляционная заслонка, то с помощью изменения соотношения приточного и рециркуляционного воздуха меняется температура смеси, но опять же не расход.
Ну вот, о вентиляторах, заслонках и фильтрах поговорили, можно идти дальше.
Воздух, который мы подаем в помещение, необходимо подогреть в зимнее время и охладить в летнее. Кроме этого, зимой обычно воздух сухой и мы его увлажняем. Летом – наоборот.
Начнем с нагрева. Нагревательные секции могут быть двух типов - водяные и электрические. О чем мы поговорим на следующем уроке – через две недели.
До встречи !

Задать вопрос
или оставить свой комментарий